Привлечение ребенка к выполнению домашних дел
Как часто мамы говорят о том, что с маленьким ребенком тяжело выполнять домашние дела. Ребенок постоянно требует к себе внимания и отвлекает. Приготовить обед, навести порядок в квартире – все это можно делать вместе с ребенком. Дети – это отражение родителей, они наблюдают и повторяют. Любые методы воспитания будут безрезультатны без личного примера мамы и папы.
Обычно, чтобы избежать каких либо проблем, детей изолируют от приготовления еды, наведения порядка в комнатах и прочих домашних дел. Что затрудняет выполнение этих действий в период бодрствования ребенка. Куда проще и быстрее все сделать самой, не привлекая к процессу ребенка.Часто взрослые до конца не понимают, как важно для ребенка оказывать посильную помощь в домашних делах и иметь свои личные обязанности. Одни ошибочно полагают, что избавляя ребенка от каких-либо дел, продлевают детство своему чаду. Другие думают, что ребенок не способен выполнять поручения взрослых, что сами сделают лучше и быстрее. Такой настрой родителей способствует развитию у детей заниженной самооценки. Следовательно, ребенок все реже предлагает помочь, а впоследствии вообще отказывается от любых поручений.
По словам психологов, дети, систематически выполняющие задания взрослых по дому, успешнее осваивают школьную программу, довольно дисциплинированы и с легкостью взаимодействуют как со сверстниками, так и со взрослыми. А те дети, которые были отстранены от каких-либо обязанностей, менее самостоятельны и нуждаются в повышенном внимании, не могут нести ответственность.
Возрастной критерий домашних поручений
Приобщая ребенка к перечню семейных дел, необходимо учитывать его возраст:
- 3-4 года. Малыш уже способен не только разложить игрушки по местам после игры. Совместно с взрослыми он может принимать участие в уборке дома, помочь разложить приборы на столе перед обедом, раскладывать вещи на свои места, даже помогать готовить (например, лепить с мамой печенье или пироги, смешивать или почистить ингредиенты для салата и т.д.).
- 5-6 лет. Ребенку по силам самостоятельно позавтракать, прибрать одежду в шкаф, заправить постель и следить за порядком в своей комнате, выносить мусорное ведро, заняться поливкой комнатных растений, кормить питомца.
- 7-9 лет. Детям свойственен самостоятельный подъем утром и подготовка ко сну без участия взрослых, помогать маме нести пакеты с продуктами, соблюдать порядок в комнате и своем шкафу с вещами. С легкостью ухаживает за домашним животным (не только кормит его, но и может убрать за ними), без проблем накормит младших членов семьи, вытрет пыль с мебели и протрет пол, следит за своим внешним видом и состоянием одежды.
- 10 и более лет. Круг обязанностей уже достаточно широк. Подросток может самостоятельно поменять постельные принадлежности. Вполне способен загрузить вещи в стиральную машину, сходить в супермаркет со списком продуктов, приготовить для себя или кого-то из членов семьи салаты и бутерброды (есть дети, которые в таком возрасте самостоятельно готовят несложные, но полноценные блюда). С легкостью оказывает помощь взрослым в заботе о младших детях в семье (к примеру, отвести в детский сад, присмотреть, пока мама занята, поиграть и развлечь).
Как способствовать развитию интереса к домашним делам
Можно выделить некоторые правила, помогающие пробудить у ребенка желание помогать взрослым по дому:
- не стоит наваливать на плечи ребенка все и сразу, расширение списка обязанностей должно проходить постепенно и последовательно.
- если ребенок отказывается помогать, то осознает последствие. Причем сам должен выбрать, в чем именно будет ограничен за проигнорированное задание.
- можно ввести критерии оценки выполненной работы и сроки ее выполнения, что позволит ребенку более ответственно относиться к обязанностям.
- дети открыты всему новому, потому будут рады обновлению и изменению списка дел.
- не забывать про возрастные особенности маленьких помощников и учитывать их при распределении обязанностей. Также стоит помнить о том, что обязанности по дому не должны занимать практически все свободное время ребенка.
- быть положительным примером и образцом подражания для своих детей, выполнять свои обязанности также добросовестно и регулярно.
- если ваше чадо ответственно и добросовестно выполняет все поручения, желательно найти способ поощрения стараний ребенка, что позволит мотивировать его также качественно и с желанием выполнять последующие задания.
- интереснее преподносить задания в игровой форме, поручения могут быть соревновательного характера.
- не стоит игнорировать мнение ребенка при распределении домашних дел, будет правильнее учесть предпочтения самого помощника.
- нельзя использовать поручения по дому в качестве наказания.
- необходимо корректно рассматривать недочеты проделанной работы, чтобы ребенок мог их исправить в следующий раз. Грубая критика может вызвать отрицательное отношение к домашним обязанностям.
- не оставляйте ребенка наедине с новыми обязанностями, ему может понадобиться ваш совет, четкие инструкции также могут повысить качество выполняемых заданий.
- не отказывайтесь от предложенной ребенком помощи, даже если сможете с легкостью обойтись без нее, позвольте принять посильное участие.